Езда на зимней резине летом (21.04.2012). Печать
2012 - Апрель
21.04.2012 20:14
Save & Share

Ездить ли на летней резине зимой - такого вопроса не возникает ни у кого. Но вот, настало время менять зимнюю резину на летнюю - и Лень начала одолевать меня. Впрочем, прочитав о практическом использовании зимней резины летом - моя лень быстро улетучилась.

Откуда ноги растут этого вопроса. Из прошлого, т.к. в советское время было принято ездить на одном и том же комплекте в любое время года. Назовем это своеобразной "всесезонкой", потому что о раздельных типах шин тогда никто не знал. Почему и российские производители перешли на раздельные типы шин: потому что "всесезонка" хуже; но это уже совсем другая история.

Состав резины летних шин выполнен максимально твердым для повышения износостойкости. Шашки протектора сделаны крупными с целью увеличения пятна контакта с покрытием (а у шин, предназначенных для высокоскоростных спортивных автомобилей, шашки протектора еще крупнее, а иногда и вовсе сливаются в одну гладкую поверхность - такие шины называются "сликами"). Ждать от летних шин зимой ничего хорошего не приходится: их резина "дубеет", канавки протектора забиваются снегом, а отсутствие ламелей (мелкой "нарезки" шашек) вызывает скольжение на льду и укатанном снегу.

У зимних шин всё наоборот. Изначально разработанные для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах при минусовых температурах, они не превращаются в "пластмассу" и сохраняют приемлемую эластичность даже при -30 градусах. Рисунок протектора у зимних шин обычно более разреженный, чем у летних - для лучшей самоочистки от набивающегося снега. Шашки протектора имеют ламели - тонкие извилистые прорези для лучшего сцепления с заснеженной и обледенелой поверхностью. Некоторые модели зимних шин предназначены для ошиповки. Шипы устанавливаются в отдельные шашки протектора, не имеющие ламелей. Ждать от зимних шин летом тоже ничего хорошего не приходится.

Перечислю краткий список проблем зимних шин летом:
- зимняя резина мягче летней. При плюсовой температуре она становится ещё мягче. Это означает повышенный износ, и чем больше температура - тем больше износ. Когда вы едете в 30-тиградусную жару, вы подвергаете зимнюю резину двойному износу: ведь температура асфальта много больше 30-ти, плюс сила трения добавляет лишние градусы. Плюс сила трения тем выше, чем выше температура асфальта. Плюс при постоянной жаре свойства резины могут измениться так, что даже во время зимы резина будет работать плохо. Грубым языком, можете убить комплект зимней резины за 1 сезон. Плюс повышенный расход топлива с зимними шинами никто не отменял. Итак, имеем: повышенный износ, сильную неэкономичность и нецелесообразность;
- сила трения тем выше, чем выше температура асфальта. Это означает неустойчивость автомобиля, т.к. резина не до конца сцепляется с дорогой. Это влечет такие опасные явления, как ухудшение курсовой устойчивости, управляемости, тормозных свойств. Автомобиль вяло, с запозданием реагирует на поворот руля, а при маневрах "плавает" по всей полосе. Особо сильно это можно прочувствовать при относительно резком повороте на скорости километров 80. Итак, имеем: ухудшение управляемости;
- из первых двух пунктов следует значительное увеличение тормозного пути;
- о шипах. Зимние шипованные шины на мокром асфальте способны вызвать эффект разлитого масла - мигом улетите с дороги. А на чистом сухом асфальте шипованные шины становятся очень податливыми. Попробуйте наступить ногой на щетку, лежащую щетиной вверх. Вы почувствуете примерно то же, что ощущает зимняя шипованная шина на летнем асфальте. Итак, имеем: неустойчивость положения;
- при высокой температуре (если машина стоит на улице и достаточно долго) - в резине могут появиться дефекты ассиметричного характера;
- АБС чаще срабатывает при интенсивном торможении. Имеем дополнительный износ оборудования;

Все перечислил. Страшилка напоследок. "Для умных типа "я тихонечко и осторожненько", "у меня большой опыт" и "я всегда езжу и всё хорошо, надо просто уметь ездить" вдоль дорог стоят такие симпатичные красивые венки и цветы" (с).