Итоги обучения в аспирантуре (26.11.2014). Печать
2014 - Ноябрь
26.11.2014 20:05
Save & Share

Накатал целый талмуд о тонкостях обучения в очной аспирантуре. Проблемы при обучении были; их количество нарастало и нарастало - и в конечном итоге я устал и пустил все это на самотек: защищусь, не защищусь - плевать; главное - не потерять здоровье и не посвящать свою жизнь борьбе с ветряными мельницами.

Уже по первому абзацу становится ясен итог: поступать в аспирантуру смысла почти нет. Постараюсь сделать выжимку из того талмуда, плюсы и минусы; и самое главное - тот момент, когда плюсы заканчиваются и начинается вынос мозга. Данные указаны примерные, время искажает реальные цифры; но порядок сохраняется.

Психологическое.
Плюсы:
- получение полезной философии саморазвития, критичного отношения к информации и способов ее фильтрации;
- возможность научиться писать научные статьи по правилам научного мира. Я на это конкретно подсел, и периодически статью новую выпускаю (происходит редко, потому что я пишу конкретику, а не общие фразы - там точные расчеты нужны);
- гордость родителей, повышение чувства собственного достоинства, признание научным сообществом вида "добро пожаловать, ученый-новичок".

Из этих плюсов есть потери:
- саморазвитие и критичное мышление успешно развивается и без помощи аспирантуры, было бы шило в попе (извините, погорячился: не на таком глубинном уровне);
- правила написания научных статей так же могут изучаться самостоятельно;
- гордость родителей - сомнительный плюс, а за него придется заплатить здоровьем, временем и деньгами. Повышение достоинства может породить симптомы звездной болезни (когда, например, не рассматриваются особи противоположного пола уровнем образования ниже кандидата). Признание научным сообществом интересно только в случае продолжения научной деятельности после аспирантуры.

Минусы:
- постоянная изменчивость и противоречивость информации, обстановки, законов. На протяжение всего срока обучения и по сей день не имею никакой уверенности в завтрашнем дне, а неизвестности более чем хватает: из-за абсолютно ведомого положения в обучении. То реформы образования, то ВАК новый приказ какой-нибудь выпустит, то вузы сливаются и закрываются, то преподы увольняются, то кафедры переименовываются, ... Предыдущее поколение аспирантов поимело жуткую головную боль при вводе списка журналов ВАК, когда на защиту не попали тысячи аспирантов, не имеющих статьи по новым требованиям ВАКа. Мое поколение нарвалось на реформы Ливанова. И так как срок обучения теперь составляет 4 года - ощущения по этому пункту минусов 100% гарантированы любому поступающему хоть в этом году, хоть в 2018;
- человеческий фактор как дополнительный хаос. Невозможность прорваться в бесплатные журналы из списка ВАК, как ни пытался. Один препод говорит одно, другой другое. Одному диссертационному совету нравится одно, другому другое. Неофициальные требования, без которых к защите не прорваться (в начале моего обучения это было необоснованное число 3 статей ВАК). И много такого разного, порой неожиданного и крайне болезненного;
- обязательная отработка 100 часов преподавателем, выступления и парирования на конференциях и заседаниях. Это для меня настоящая пытка;
- "в это болото (наука) сначала заманивают, а потом руки выкручивают". Когда был аспирантский кризис (об этом следующий пункт), эту фразу сказал мне один форумчанин. И, действительно, сравнивая аспирантуру с рулеткой в казино, видятся идентичные механизмы. Сначала идет легкая разминка в виде кандидатских экзаменов, затем восторженное написание диссертации (вовлечение в процесс на все 100%), а потом...;
- "твоя диссертация, кроме тебя, никому не нужна!" - это первый удар (а сколько вложено уже!). Второй, сильный, удар - прохождение предзащиты (или нескольких), когда тебя разносят как из пушки воробья при удачном попадании. Третий удар - идущая после этого бюрократия, опять же, с человеческим фактором. Четвертый удар - осознание того, что получение кандидатского удостоверения отняло больше, чем дало (вероятность высокая). И пятый, самый страшный, удар - если вдруг ВАК через год после защиты пришлет вам не открытку с поздравлением, а отказ в принятии уже защищенной работы (насколько я понял, диссертация после этого выкидывается, или N лет на доработку).

Материальное.
Плюсы (гарантированные и вероятные):
- стипендия на дневной форме обучения 6500 рублей в месяц;
- откос от армии при очной форме обучения;
- бесплатная регистрация программ для ЭВМ в РосПатенте физическим лицом, при очной форме обучения;
- кандидат наук имеет право на лишнюю комнату или 20 квадратных метров жилплощади. Живущий один кандидат наук в двухкомнатной квартире не будет платить по повышенному тарифу за излишек жилплощади. Эти же метры могут сыграть роль в случае переселения в новостройку: кандидату никогда не дадут однокомнатную квартиру;

- вероятность учебного оплачиваемого отпуска сроком 30 дней при заочном обучении, на срок сдачи кандидатских экзаменов;
- вероятность творческого, оплачиваемого работодателем, отпуска суммарным сроком до 3 месяцев: с момента подачи документов о защите диссертации до момента защиты и месяц сверху на оформление документов после защиты. Тип обучения неизвестен;
- вероятность повышения на рабочем месте после вручения удостоверения кандидата наук;
- вероятность повышения заработной платы после вручения удостоверения кандидата наук;
- вероятность, что при массовом увольнении вас оставят.

Из этих плюсов есть потери:
- суммарные средства в виде стипендии были почти полностью потрачены мной на исследования. Аспирант оплачивает все сам (издание статей, материалы, экспериментальные стенды и т.д.), никакие гранты не выделяются. И лишь продление обучения на год подарило мне 78000 рублей. Но я уверен, что все они будут потрачены на праздничный стол после защиты (когда 1-3 аспиранта кормят 15-30 преподов в месте, которое им нравится, "традиция" такая, обходящаяся от 10000 в провинции до 300000 в Москве);
- получение отпусков, повышение и увеличение заработной платы, увольнение - зависит только от работодателя. И тут сложилась интересная тенденция. Очень часто приходится отпрашиваться с работы для решения учебных вопросов. Частота моих увольнительных достигла 1 дня в неделю, когда появился человеческий фактор. И только государственные научные учреждения способны закрывать на это глаза (заинтересованы в кандидатах наук). В иных организациях, а особенно в коммерческом секторе, отпрашиваться сложно - и аспирантура становится реальной угрозой увольнения. Есть серьезные примеры защитившихся ребят, которые с аспирантуры не поимели ничего, кроме гордости родителей: ни прибавки, ни должности, ни личного удовлетворения - а подорванное здоровье, потерянные деньги, проблемы на работе и ясное осознание того, что написанная работа никому никогда не пригодится.

Минусы:
- общие затраты могут превысить получаемую стипендию. В случае заочной аспирантуры это сплошные расходы (мои составили более 200000, это ещё с учетом оплачиваемых увольнительных за некоторые "прогулы"). Есть затраты принудительного характера (например, прорваться в бесплатный "ваковский" журнал просто нереально; при условии, что статью писал сам и включил туда не просто общие данные, а все конкретные расчеты и результаты). Также бывают такие проблемы, что тема диссертации не развилась - начинает развиваться новая, а расходы на старую забываются с хныканием в подушку. И так далее;
- потери времени как ресурса - просто гигантские.

Я проиграл при обучении в аспирантуре тогда, когда получил первый удар: что работа никому не нужна (полностью дописав диссертацию). Осознание себя сплющенным между молотом и наковальней уже на протяжение года не доставляет удовольствия. Я ввязался в это болото, доползу до конца, хоть уже с марта месяца сильно хромаю. Но если возникнет реальная угроза здоровью, хоть на этапе защиты, - я сольюсь незамедлительно: с определенного времени 100%-но доверяю инстинкту самосохранения.

Абитуриенты должны быть уведомлены о том, что их ждет (и во всех подробностях); а не бросаться в огонь, как пушечное мясо. А не будет такого никогда по очень простой причине: тогда никто из абитуриентов в аспирантуру не пойдет.

(добавлено 29.11.2014): хочу уточнить 1 момент:
- идти в аспирантуру нет смысла в том случае, если будешь защищать диссертацию - так как именно там и расцветут красным цветком все прелести бюрократии и человеческого фактора;
- идти в аспирантуру нет смысла, если не будешь писать диссертацию (только как получение диплома, теперь официального, об окончании аспирантуры);
- и вот он, парадокс: в аспирантуру идти есть смысл, если ты будешь писать диссертацию, но не будешь ее защищать.

Именно в процессе написания статей и диссертации понимаешь глубинный смысл науки и верность знаний, полученных с ее помощью. То есть, явно ощущается первый психологический плюс, о котором я писал. Аспирантура даст здесь вектор нахождения правильной информации и способы ее получения. Но знания эти получаются именно целенаправленным трудом и желанием открыть новое знание.

Также аспирантура сообщает отрезвляющий фактор в плане религии: обязательно возникнет вопрос о достоверности информации, которую религия в себе несет. И если провести собственное исследование, без формальностей в виде статей и списка изучаемых источников (чисто для себя), все больше становишься грустным: любая религия - не более чем конструктор из искаженных мифов с тонной противоречий в самой себе.

После этого возникают другие вопросы: жизни, смерти и их смысла - и при понимании этих вопросов наступает успокоение: четкое осознание, что это за вещи, зачем они нужны, и какую роль в этих процессах играешь ты сам. Ни страха смерти, ни депрессии из-за потерянного смысла жизни, ни вопросов, почему ты родился. Ты все знаешь. А знания (правильные знания) - это сила (конструктивная сила).

Обновлено ( 15.02.2015 17:04 )