Разнообразие ощущений, мир ассоциаций и генерация идей (17.11.2014). Печать
2014 - Ноябрь
17.11.2014 17:15
Save & Share

В свое время я писал о списке дел как катализаторе занятости. И там описывается, как этот список дел заполняется. Рассматривая зарождение новых идей, не смог определить четкой взаимосвязи между качеством идей и качеством деятельности, которая привела к их появлению. Но есть некоторые догадки, позволяющие думать о верности предполагаемых взаимосвязей. При написании статьи серьезно повело - но не безосновательно.

Представим, что все люди вокруг вымерли (достоверно известно), и имеется главный герой фильма "Я - Легенда". Но вот беда: у главного героя нет больше цели жизни искать вакцину (нет никаких зомби). Как же жить дальше? Искать цели. Но выбор целей настолько ограничен из-за отсутствия людей, что кроме улучшения комфортного жилья и еды их не возникнет. Медленно дичая, будет забыт язык общения с людьми, уступив место языку общения с животными (рыки, писки, вопли и прочее). И будет главный герой таким высокотехнологичным зверем, и список идей, мыслей и дел будет подобен звериному. Значит, качество идей как-то связано с наличием людей (у мужчин проявляется инстинктом альтруизма, у женщин - инстинктом материнства?).

Теперь представим 1 января нового года. Наступили 7-11 праздничных дней. По стране идет вялая депрессия:
- кто квасит, от безысходности и скуки. Или шашлыки жарит. Или жену жарит. Без разницы, все равно делать нечего;
- кто пытается как-то путешествовать. При закрытых в новогодние праздники нормальных местах досуга это получается крайне неудачно (корректно путешествовать только в отпуск);
- не идут в голову идеи, как правильно пережить эти дни. Идеи об этом идут только в рабочие дни до этих-самых праздников (тогда отсутствие депрессии гарантированно).
Именно дискотеки, бары, компьютерные клубы, онлайн-игры и прочая ересь процветают в это время.

Итак, либо работа, либо общение влияет на генерацию правильных идей. Чтобы подтвердить, что именно, - необходимо представить несколько простых ситуаций:
- пусть есть сотрудник, отбывающий полный рабочий день. Если он весь день провел в профессиональной деятельности - его мозг мало того что весь день думал о ней, так ещё и ночью вспомнит. Отсюда идет "утро вечера мудренее", когда мозг додумывает важные проблемы, не решенные за некий прошедший период времени (важность устанавливается разумом). А теперь сделаем из трудоголика жуткого тунеянца: весь день провел в онлайн-игре - мозг днем и ночью думает об игре и решает "важные" проблемы игры, искусственно ей созданные ("таакс, надо построить ещё один харвестер...");
- пусть есть содержанка, живущая на средства мужа. Не работает, куча свободного времени. Легкий депресс из-за ничего не делания толкает ее на шопинг, разговоры с такими же содержанками, просмотры сериалов и шоу, тупую работу по дому, чтение глянцевых журналов. В итоге ее мозг будет рождать такие же тупые идеи, как и ее "работа" (из говна конфетку не сделаешь + зацикливание на мелочах добавляет в него пикантный запашок).

Итак, генерация идей зависит от входящей информации. Профессиональная работа порождает профессиональную информацию, работа на хобби и достижение целей - полезную (как смысл жизни человека), безделье и бесцельность - бросовую. Общение порождает как полезную, так и бросовую информацию; зависит от контингента и состояния. Далее разум выделяет из имеющейся информации наиболее важную и начинает с ней работать; далее идет генерация идей, как сознательная, так и несознательная.

Отличие генерируемых идей от текущей входящей информации (в один момент времени) может характеризоваться уровнем интеллекта и эрудиции, качество - ими же, но преимущественно - логикой. Интеллект обеспечивает генерацию идей, абстрактно пересекающихся с входящей информацией, эрудиция - прямо пересекающихся, логика - соответствие идей реалиям мира. Пример с разглядыванием девушки с головы до ног и получении идеи о покупке новых кед - пример хорошей эрудиции по предмету обуви. Мысли о покупке бюстгальтера для своей девушки не возникает по причине плохой эрудиции в этом вопросе: разум не способен представить, какой бюстгальтер надет на увиденной и породить другую мысль о данном предмете. Если же генерируется идея поехать путешествовать в горы - это пример интеллектуальный, т.к. разум смог спроецировать красоту данной девушки на красоту гор Феодосии, получив такие же ощущения. Или другой интеллектуальный пример, когда Ньютону по голове шарахнуло яблоко: все увидели упавшее яблоко и шишку мужичонки, а он - 3 своих закона.

Итак, добавляется третий компонент: работа, общение, зрение. Обобщая их иными словами, это все наши органы чувств: работа руками, умом, языком, глазами, ушами, ... И главное в их деятельности - ее разнообразие и качество. Человек, ходящий на работу, меняет свою обстановку - генерация идей идет через ассоциации легко. Затворник же, наоборот: сидя за компьютером, получает только однообразную зрительную и слуховую информацию - все остальные рецепторы спят, и идей будет намного меньше.

Что ещё на практике наблюдается. Пусть человек все время получал бросовую информацию и порождал бредовые идеи - если он слаб, он не будет пытаться повысить их уровень, чтобы получать полезные. Выбираться из грязи труднее, чем поддерживать нормальный уровень, т.к. грязь притягивает своей простотой и неизменчивостью. Лень сделает свое дело, и механизмом компенсации будет разбиение в мозгу бредовых информации и идей на "важные" и "бредовые", а их реальное качество от этого не изменится. Интеллект тоже имеет свойство увеличиваться и уменьшаться ("умными не рождаются - умными становятся"), и при таком подходе будет уменьшаться. Таких людей называют тупыми, опущенными.

Итог по идеям: разнообразие деятельности - мир ассоциаций, который используется логикой, интеллектом и эрудицией для генерации идей (и все в этом клубке подпитывают друг друга). И чем разнообразнее общение - тем разнообразнее генерируются идеи. Работая в офисе, человек получает к активной деятельности ещё и разнообразие: общение с людьми разных полов, профессий, жизненных установок и ситуаций; а также с неодушевленными предметами (техникой, языками программирования) посредством зрительного и тактильного восприятия.

Женский гормональный парадокс. Женская логика всем знакома: например, вылавливание из информации эмоционального контекста, перекос и применение его куда ни попадя, в том числе примеряя на себя. Имеет место сильного уменьшения качества входящей информации; и какой бы интеллект и эрудиция ни были - идеи и выводы будут в корне неверны. Жизнь ошибок не прощает, поэтому среди прекрасного пола "ходячих проблем" и беспомощных людей намного больше, чем среди мужского. К этому относятся и пресловутые боязнь спать одной в темноте, придуманные мыши в ванной комнате, выдумывание не стоящих выеденного яйца проблем (например, повесить бра с точностью до полумиллиметра).

Встает вопрос, стоит ли вообще рассматривать интеллект и эрудицию женщин, если женская логика убивает всю их деятельность. Однозначно стоит, потому что женщина умеет мобилизоваться и включать мужскую. Степень умения включать эту способность определяет постоянный уровень тестостерона, как гормона агрессии, памяти, внимания и силы, способствующего преодолению трудностей (как и интеллект, можно повысить или понизить). Но беда в том, что постоянный высокий тестостерон портит женщину, уменьшая количество прогестерона и, соответственно, ее женственности (где порог?). Как мужчина воспримет женщину с низким уровнем прогестерона и высоким тестостерона - вроде, тело женское, но и не женщина это. Поэтому мужчины теряют все шансы найти и красивую, и умную, и покладистую на 100%: это невыполнимая мечта до гроба.

Мне кажется, нельзя переть поперек природы. Гормоны мужественности (пробиваемости, агрессии) и женственности (податливости, мягкости) - имеются в каждом из нас и работают одновременно, но избыточен в каждом поле только один. Тестостерон порождает воина и мужскую сексуальность, осталось определить его поле битвы: сильный - в армию, умный - в науку, вообще никакой - строчить комментарии на ленте-ру, борясь с проплаченными хомячками (или махать метлой, борясь с упавшими листьями на улице). Прогестерон порождает женскую сексуальность (мягкость, грацию, некоторую точность) и повышает активность во второй половине менструального цикла (отсюда и перепады настроения: то апатия, то желание чем-то себя занять: прогестерон то падает, то поднимается).

И какое же счастье, что есть оба гормона. Если бы в мужчине была только агрессия, а в женщине только сексуальность - вот это было бы настоящей дискриминацией полов, потому что женщин бы просто использовали и выбрасывали ("тупые создания, способные только выносить ребенка и удовлетворить"). А так - и мужчина помогает женщине, влюбляется, общается; и женщина - помогает в сложной ситуации, влюбляется, общается. А также бывает логически верна в собственных суждениях, особенно в своей сфере деятельности.

К чему весь этот монолог долгий был. К осознанию того, что идеальной женщины не будет никогда (только если одеть розовые очки при влюбленности, а жизнь ошибок не прощает и нагибает). И если женщина тупит и глючит - часть этого можно ей прощать из-за женской логики; но объяснять, в чем она неправа, тренируя ее нормальную логику до приемлемого уровня. Если умнеет - тестостерон в ней работает, логика функционирует, на основе нее функционируют интеллект и эрудиция. А если не умнеет - лишь прогестерон обеспечит ей сексуальность как привлекательность для мужчины. И как только сексуальность заканчивается (старение) - то лишь уступчивость и привязанность позволит ей сохранить место около мужчины.

А некоторых и тренировать не надо (есть оптимальное гормональное соотношение? Или возможна тренировка мужских качеств без гормонального сдвига? Опыт? Какой ценой?). Программисты: мало, но они есть; и все бой-бабы (влияние профессии, или гормонов, или ЧСВ зашкаливает). Стоматологи: развитый интеллект и логика; порой вслепую работают, 1 неверный расчет - и зуб труп (мягкость, неспешность, осторожность). Хирургов и летчиков не знаю (низкий процент); возможно, требуется повышенная реакция и чувство пространства.

(добавлено 18.11.2014): не прошло и суток, как я получил письмо на почту от девушки, грубого характера. Происходит именно то, о чем написано выше: девушка прочитала статью, выудила эмоциональный фон, примерила его на себя, возмутилась. А сути так и не увидела. Девушка, считайте, что я рассматриваю здесь среднего человека; как среднего мужчину, так и среднюю женщину. Это абстрактная величина, и отклонение от нее порождает такую массу разновидностей разных полов, что даже наука психология пока ещё не как рыба в воде, а как в селедка в бочке. Будет усердие со стороны женщины в совершенствовании с нормальной логикой - среднего мужчину вполне переплюнет. Это как вагоны опыта поглощать: можно большим мозгом медленно, неохотно и неправильно (вверх ногами); а можно маленьким мозгом, с азартом, оптимально и со скоростью прыжков кролика. А суть всей статьи можно уложить в одно простую цепочку. Правильные (логичные) идеи дают правильные (соответствующие реальности) знания и опыт (база данных мозга). И интеллект с эрудицией, копаясь в этой БД, будут порождать новые правильные идеи; и это - цикл (в котором участвуют также инициатива и бесстрашие ответственности). Этот цикл можно разорвать, к сожалению. Прошло полгода, и у меня снова дефицит идей, и чувствую я себя не в своей тарелке. Неправильные же идеи порождают неправильные знания и опыт, и для человека как бы создается своя реальность (свой "внутренний мир"?), который с реальным имеет очень мало общего.

Обновлено ( 23.09.2015 15:28 )