Не платить ОСАГО стало выгоднее (31.12.2015). Печать
2015 - Декабрь
31.12.2015 14:25
Save & Share

Держу в руках полис ОСАГО для своей старушки Daewoo Matiz. Год назад платил за полис 2100 рублей, сейчас - 4530. В 2016 году цена еще поднимется, а если ОСАГО либерализуют - цены взлетят до небес (т.к. отменено их регулирование).

В чем заключается основной караул. Ранее я думал, что деньги, поступившие в страховую компанию, служат для безопасности виновника ДТП. То есть, если я влетаю в зад Mercedes C230 Kompressor с оформленным КАСКО - страховая компания по КАСКО урегулирует все выплаты. Однако случай с дворником и Майбахом показал, что страховая компания вправе с виновника стрясти все убытки, независимо от наличия КАСКО у потерпевшей стороны.

То есть, уплаченные деньги страховые компании забирают себе, и большинство выплат все равно лежит на плечах водителей: компании-посредники лишь переводят деньги от виновника потерпевшему (наверняка, с процентом).

Тогда возникает вполне резонный вопрос: зачем им платить. И начинается анализ.

Я езжу редко, выходит около 500-5000 километров в год. Сейчас за отсутствие полиса ОСАГО номера не снимают (поправки в КоАП от 15.11.2014); а штраф составляет 800 рублей, согласно ст.12.37 ч.2 КоАП. Итого мне нужно за год быть оштрафованным раз в 2 месяца, чтобы мне моя неуплата принесла убыток. А если гаишник потребует на лапу - то 0.5 от номинала - значит, раз в месяц.

Поэтому я не буду оформлять полис ОСАГО в будущем году, эксперимент проведу:
- я имею право не оформлять ОСАГО хоть 10 лет после истечения полиса, не потеряв никаких скидок во время будущего оформления от страховой компании;
- если нет полиса ОСАГО, я не становлюсь автоматически виновником ДТП. Во-первых, нет такой статьи в КоАП и где-либо еще. Во-вторых, это следует из наказания по статье 12.37: машина не изымается, номера не снимаются - я могу совершать движение. В-третьих, ОСАГО - страхование ответственности перед третьим лицом и применимо только к виновнику ДТП, но не определяет виновника ДТП.

Я задал вопрос юристу. Его ответ на ситуацию, если мне в зад въехала машина - а я без полиса: "отсутствие полиса ОСАГО может являться административным правонарушением, но не может быть причиной ДТП. Причиной ДТП как правило являются нарушение водителями ПДД. В описанной Вами ситуации — несоблюдение дистанции до впереди идущего транспортного средства, или не работающие габариты в условиях ограниченной видимости. Между допущенными нарушениями и ДТП должна быть установлена причинно-следственная связь. Даже состояние алкогольного опьянения может не являться причиной ДТП. Прямо в Законе этого не установлено, но следует из его положений". То есть, штраф 800 рублей за отсутствие я заплачу, но из потерпевшего не превращусь в виновника ДТП.

(добавлено 01.01.2016): добавим к этому полноценную скидку со штрафа 50% - и получится, что можно штрафоваться раз в 2 недели.

(добавлено 13.06.2017) За 1.5 года ни одного штрафа. Оформление диагностической карты, со всеми пошлинами и иными выплатами, стоит около 2000 - но нужно ли ее оформлять отдельно от полиса? Как выяснилось, согласно КоАП РФ ст.12.1 п.2, штрафовать за отсутствие карты водителя легкового автомобиля не имеют права. Однако и тут волосатая лапа страховщиков видна: если произошло ДТП, и виновник без карты техосмотра, но с действующим полисом, - страховая выплачивает убытки потерпевшему и тут же направляет регрессивное требование виновнику ДТП. То есть, опять: есть КАСКО у потерпевшего, нет - неважно: его страховая выставит вам счет; есть у вас ОСАГО, нет - неважно: ваша страховая выставит вам еще один счет. Виновность в ДТП не зависит от наличия полиса или диагностической карты, поэтому оно устанавливается объективно.

Обновлено ( 13.06.2017 08:40 )