Использование реле как двойной защиты от перенапряжения (02.04.2016). |
![]() |
2016 - Апрель | |
02.04.2016 11:37 | |
Пусть есть АКБ автомобиля. Перенапряжение при заряде выше 14.4В приводит к повреждению АКБ (вздувается, существует опасность взрыва); худшему, чем от сверхтока (просто потеря емкости). И вот, представим ситуацию: сломалось реле-регулятор у генератора и подало на АКБ 16В. А водитель-то не в курсе - и вскоре будет пользоваться огнетушителем (или поменяет пару умерших АКБ, пока не поймет причину). Понятное дело, что реле на 100-150А обойдется дорого; описывается лишь принцип использования реле как защиты от перенапряжения. Взяв 2 реле РЭС47 было обнаружено: - реле одного года выпуска и одинаковой партии; - при номинальном напряжении срабатывания 24В одно реле срабатывает на 13.1В, другое на 15В; - использование переменного резистора в управляющей цепи реле: последовательно - регулирует напряжение срабатывания в большую сторону, параллельно - в меньшую. Выводы: - любое реле можно настроить на любое напряжение (ток) срабатывания при помощи переменного резистора (номинал лучше выбирать равный двум номиналам обмотки реле); - разница в напряжении срабатывания превращает 2 реле в двойной многоразовый предохранитель. Итак, реле-регулятор генератора не просто сломалось, а колбасит его между 13.1В и 16В. Настраиваем резисторами первое реле на срабатывание при 14.5В, второе при 14.6В. Первое реле исправно отсекает АКБ, спасая от перенапряжения. Но все в мире стареет, и реле может изменить свои ТТХ; и неизвестно, в какую сторону. Поэтому когда первое реле сломается (залипнет, изменится в большую сторону напряжение срабатывания или что еще) - второе реле успешно отключит АКБ при 14.6В. Этот принцип успешно реализован в самодельном портативном ЗУ для АКБ; я просто схемы еще не нарисовал. Пример схемы подключения, в качестве образца взято РЭС47: ![]() |
|
Обновлено ( 05.08.2019 21:47 ) |