Замена круглых предохранителей автомобильными (30.01.2016). Печать
2016 - Январь
30.01.2016 14:10
Save & Share

Речь пойдет о замене цилиндрических предохранителей на флажковые.

Если сравнивать цены данных видов предохранителей, флажковые выигрывают в цене тем больше, чем больше номинал. Но тут дело не столько в деньгах, сколько в фиксации предохранителей (особенно в движущихся конструкциях). А цены вообще странные: когда цилиндрический предохранитель на 50А стоит в 4 раза дороже, чем на 70А - округляются глаза.

Цилиндрический предохранитель требует два держателя - при покупке всегда остается риск купить их в 2 раза меньше нормы. Сами держатели требуется отгибать при вставке или замене предохранителя и зажимать обратно (или пытаться сыграть на упругости материала). Держатели разного диаметра и длины - что тоже не так удобно. Держатели вида "на панель" (FH-301, ДВП4-2) имеют большую цену.

Флажковый автомобильный предохранитель называют пластинчатым или ножевым, имеет 3 размера: малый, стандартный (не указывается) и большой. Предохранители имеют следующие величины (неполный список):
- 1А (черный);
- 2А (серый);
- 3А (фиолетовый);
- 4А (розовый);
- 5А (оранжево-желтый);
- 7.5А (коричневый);
- 10А (красный);
- 15А (голубой);
- 20А (желтый);
- 25А (белый);
- 30А (зеленый);
- 35А (светло-фиолетовый);
- 40А (оранжевый);
- 60А (голубой);
- 70А (коричневый);
- 80А (светло-желтый);
- 90А (горчичный: лично куплен за 25 рублей, цилиндрических таких не существует);
- 100А (сиреневый).
Меньший выбор, чем цилиндрических, упор делается на стандартные номиналы. Есть уникальные номиналы (на примере 90А). Держатели дорогие, но им есть замена: пара изолированных клемм, в соответствии с шириной ножки предохранителя. Клеммы дают потрясающую фиксацию, что позволяет их использовать в любых нестационарных, вибрирующих и ударных конструкциях; а также удобство замены предохранителя. Сам предохранитель пластиковый, и вероятность его вскрытия и починки выше, чем стеклянного. Предохранитель можно воткнуть просто в прорези на плате и запаять. При этом нагревать его нужно аккуратно, чтобы не оплавить пластиковый корпус.

Клеммы (разъем плоский изолированный): для малых предохранителей - РПИ-М 1.5-3-0.8, для стандартных - РПИ-М 1.5-5-0.8, для больших - напишу позже (полагаю, это будет "семерка"). Плюс, разновидности данных клемм: РПИ-О (ответвительный), РППИ-М (полностью изолированный), ВРПИ-М (виброустойчивый), РПИ-М-Т (с термоусадкой), РПИ-М(н) (полностью изолированный в нейлоновом корпусе), РФИ-М(н) (флажковый, полностью изолированный), РПИ-М-НТ (с гибридной изоляцией), РППИ-М-Т (полностью изолированный, с термоусадкой).

Итоги:
- цилиндрический предохранитель: дороже, шире, средняя фиксация, требует держателя для конкретной установки (на плату, на корпус, на панель и т.д.), сложность в починке, не изолирован. Но больше выбор номиналов, рассчитаны на 220В;
- флажковый предохранитель: дешевле, узкий, сильная фиксация, вместо держателей используются клеммы, использование без фиксации (в т.ч. в движущихся конструкциях), полностью изолирован за счет клемм с изоляцией и собственного корпуса (промазал герметиком - и хоть в воду кунай). Но выбор только стандартных номиналов, большой шаг, рассчитаны на 12В (что не указано в их ТТХ, что наводит на определенную мысль).

Скоро проведу тест флажковых предохранителей на 220В. Если держат - флажковый предохранитель становится хорошим выбором.

(добавлено 04.02.2016): большой предохранитель имеет диаметр контакта примерно 7.5мм. В итоге идеально подходят клеммы вида 9-160313-2. Можно попробовать клемму 8.2мм FDV 2-312.

(добавлено 08.02.2016): предохранитель на 5А не перегорел при токе 10А, выдержав около 7-ми секунд работы (дальше резистор вонять начал - пришлось выключить). То есть, номинал на предохранителе не соответствует действительности. Или предохранитель рассчитан на пусковой ток нагрузки, который может быть в 2-3 раза больше номинала (но почему такая долгая работа при двойной перегрузке?). Идея замены цилиндрических предохранителей автомобильными стала под угрозой; буду разбираться дальше.

(добавлено 10.02.2016): да, автомобильный предохранитель не перегорает мгновенно при достижении написанного на нем номинала. Имеется коэффициент 1.3-3, на который умножается номинал - и при этом токе предохранитель сгорит. При КЗ такие предохранители помогают хорошо; но так как коэффициент динамический - невозможно рассчитать необходимый номинал для мгновенного срабатывания.

Что ж, зато теперь известны все свойства предохранителей, возможность выбора расширена.

(добавлено 12.02.2016): согласно ГОСТ 2.727-68, предохранители бывают инерционные, быстродействующие (например, цилиндрические), медленнодействующие (тугоплавкие, например, автомобильные). В этом же ГОСТе указано, как они обозначаются + дополнительные типы.

(добавлено 16.02.2016): теперь я понимаю, почему при пожарах люди очень быстро умирают от отравления продуктами горения, даже если невредимыми выбрались из огня. Подал 10А на предохранитель 5А (оранжево-желтый), рассеивая 131Вт на резисторе 1.1Ом. И если этот маленький резистор, прежде чем перегореть за 57 секунд, навонял на пол-квартиры (а в закрытой кухне вообще невозможно находиться) - то понятен и смог, и запах от горящих рынков и заводов (несколько пожаров было зимой в 2014 году). Благо, я не дышал этой гадостью, задержав дыхание. А так - противогаз А1В1 в путь.

А основной прикол в том, что сгорел не предохранитель, а резистор!

(добавлено 17.02.2016): подал на предохранитель КЗ с АКБ ИБП. В итоге были получены новые данные:
- я специально выбрал провода разного сечения (0.94мм2 и 0.63мм2), чтобы понять, что произойдет. В итоге на более тонком проводе изоляция прогорела начисто, а предохранитель остался целым. Значит, если в автомобиле поменять предохранитель родного номинала на больший - при КЗ полыхнет именно проводка;
- при тесте КЗ с двумя проводами 0.94мм2 предохранитель сработал четко, с хлопком и искрой. Однако конец провода успел привариться (!) к клемме АКБ. То есть, все видеоролики в интернете про сварку высокими токами - правда. Провод отодрался относительно легко - но предохранитель сработал намного быстрее, чем человеческая реакция. Сами провода даже не стали теплыми.

Ничего не смущает в последнем дополнении? Какого лешего провод 0.63мм2 сработал как предохранитель, если в цепи стоял предохранитель на 5А?! Ведь 0.5мм2 соответствует 11А - а тут целых 0.63мм2. А сечение самого предохранителя должно быть около 0.25мм2 - но нет, толстая жила.

Главный вывод: при использовании автомобильного тугоплавкого предохранителя в цепи нужно выбирать сечение провода в 3 раза больше номинала предохранителя. Сечение 0.94мм2 как раз соответствует тройному номиналу предохранителя: около 15А. Второстепенный вывод: при выборе автомобильного предохранителя его номинал надо умножать на 3, чтобы правильно подобрать его под имеющийся провод. То есть, для провода 2.5мм2 будет соответствовать предохранитель на "10А", когда на деле может выдержать от 13А до 30А. Пусть лучше при токе меньше 30А сгорит, чем не спасет от полноценного КЗ.

Кстати, о КЗ в автомобиле. АКБ автомобиля будет выдавать ток порядка 200-600А. В этом случае изоляция не прогорает: она испаряется за доли секунды, потом медный провод краснеет, потом белеет, потом течет. Но пока он потечет, разомкнув цель, - загорится что-нибудь еще, и повторное КЗ может быть на других проводах. Провода все прогорят - а неверно выбранный предохранитель останется целым. Поэтому нужно убиться об стенку - но найти именно тот номинал, который перегорел в блоке предохранителей. Не это ли причина пожарах в автомобилях: производители экономят на сечении провода точно так же, как экономили на запрещенном ПУНП?

Остается лишь 2 вопроса:
- как определять множитель номинала предохранителя, который лежит в диапазоне [1.3;3]. Статья написана с учетом коэффициента 3; но, может, есть способ его определения или ГОСТ какой;
- так и не пустил пока на перегоревший предохранитель 220В, чтобы посмотреть, пробьет ли по ножкам или через изоляцию.

(добавлено 07.03.2016): подал на перегоревший предохранитель с выломанной жилой 305В. Изоляцию не пробило ни внутри предохранителя, ни между внутренней и внешней средой (прикасался медным проводом к концам через изоляцию). Предохранитель имел указанный номинал 5А.

Множитель номинала предохранителя для разных предохранителей различен, определяется только экспериментально. Есть теория, что предохранители "Tesla" имеют множитель 1; но это информация очередного диванного теоретика, которую необходимо проверять. Может, и не необходимо: с назначением тугоплавкого предохранителя эта теория не дружит (иначе бы при первом же пусковом токе на фары такие предохранители горели).

(добавлено 17.03.2016) Уже есть такие предохранители в электронике: нашел их в плате ИБП.

(добавлено 23.04.2016) Предохранитель Tesla на 5А сработал при подаче 8А. Другие номиналы тока не подавались - множитель номинала предохранителя считать менее 1.6; лучше, чем у безымянных.

(добавлено 04.05.2016) Предохранитель Tesla на 5А сработал при подаче 6.5А, но не сработал при подаче 5.6А. В итоге считать множитель номинала предохранителей Tesla равным 1.3.

(добавлено 22.06.2016) Если учитывать предыдущий эксперимент с флажковыми предохранителями (расстояние в 1-2мм не пробивалось 220В), то предохранитель цилиндрический не может быть пробитым и 500В, потому что расстояние между металлическими частями около сантиметра. Хоть это и накладывает особенности его установки вдали от металлических предметов по всему периметру предохранителя. Диванные электрики указывают величину 1000В/мм, но верить этому нельзя.

(добавлено 13.07.2016) Паять ножки предохранителей нужно флюсом. Канифоль не берет, а чрезмерный нагрев приводит к деформации пластикового корпуса.

(добавлено 14.07.2017) На AliExpress продаются 2 набора предохранителей 5x20 (100шт за 170 рублей): 0.2А, 0.5А, 1А, 2А, 3А, 5А, 8А, 10А, 15А, 20А - по 10шт/номинал; 0.1А, 0.2А, 0.3А, 0.5А, 0.75А, 1А, 1.5А, 2А, 2.5А, 3А - по 10шт/номинал. Держатели для них там же стоят 415руб/100шт. В итоге за 750 рублей можно получить компактные, унифицированные по размеру предохранители и кучу держателей к ним. Это не "Чип и Дип", в котором 1 предохранитель стоит 3-70руб!

(добавлено 22.03.2018) Если взять термостат вида KSD-9700 и приклеить его к нужной поверхности через бумагу, картон или пластинку пластика - температура срабатывания предохранителя повышается, проверено на нагревателе воды: бак 65 градусов, предохранитель сработавший на 65-ти - 40 градусов. Таким образом из низкотемпературных предохранителей можно делать предохранители с более высокими температурами.

И, самое главное, термопредохранители бывают нормально замкнутыми - что резко увеличивает диапазон их применения.

Обновлено ( 22.03.2018 20:19 )