Замена водопровода. Часть 4 (09.04.2021). Печать
2021 - Апрель
09.04.2021 18:39
Save & Share
Тестирование электрокрана.

Предыстория: цены на системы защиты от протечек завышены на порядок. Уже сейчас, имея на руках первый чертеж печатной платы самодельной системы защиты от протечек (на Arduino), - понимается цена всей системы в 3800-4000руб. При ценах систем защиты от протечек в РФ - от 20к рублей самое г, от 36к рублей средние. Максимальное число датчиков в продаваемых системах в РФ - 4. В моей самодельной - бесконечно или 7 (в зависимости от метода применения) + контроль температуры стояков + отправка SMS + стробоскоп + самоконтроль + независимость от электросети (если электрокраны 5В DC) + закрытие-открытие кранов раз в месяц.

Не покидает чувство, что самодельную систему можно было сделать еще дешевле (индикация только яркой лампой). Например, от измененного в большую сторону напряжения на шунте (датчик сработал), - срабатывает полевой транзистор, замыкая реле, - реле замыкает краны. Такая комбинация может легко уместиться на макетной плате за 6руб и иметь общую стоимость рублей 200 - и не надо изготавливать печатную плату за 1200руб + обвес модулями 300руб + программировать. Если получится создать такую простенькую систему - отопление комнаты в демисезон не потребуется из-за пылающего пердака.

Пока печатная плата находится в печати (обратной дороги нет) - можно провести тестирование электрокранов с алиэкспресс, благо стоят 1-1.5к рублей за штуку в сборе, - копейки, в сравнении с электрокранами в РФ (7370руб Neptun Bugatti Pro, за штуку).

В инструкции на китайском заявлено:
- название модели YYZK-H50 (не гуглится, магазин Smilling Store);
- соответствует стандартам Q/HA-2-2009 (китайский), ASME B16.34 (международный);
- максимальное давление 1.6МПа (16атм). Диапазон температур [-20;+150] градусов;
- 220В AC, мощность 20Вт. Пик тока при 230В будет 0.087А;
- 3 провода.

На видео на ютубе, где эти краны тестируются, автор подключал кран не по инструкции. Мало того, сам того не ведая, он эту инструкцию превзошел. В инструкции выключатель ON-OFF соединяет открывающий провод с управляющим проводом (выглядящим как заземление, что может сбивать с толку). Автор же использовал выключатель ON-ON, оставляя управляющий провод не болтающимся в воздухе. То есть, обеспечил защиту от помех на управляющем проводе.

Подготовка к пуску крана:
- для удобства считать двигатель кубом со стороной 75мм - для оценки, влезет ли он в необходимое место;
- выдержал кран 2 часа в тепле: пришел с холодной улицы: вероятность конденсата;
- снял кран с двигателя и прокрутил пассатижами с некоторым начальным усилием: кран запсивел - что доказывает, что раз в 1 (6? 12?) месяцев краны водопровода нужно профилактически открывать и закрывать;
- латунная часть крана может поворачиваться на 360 градусов, в любую сторону, без ограничителей. Внутри шарик, похоже, никелирован;
- проверка винтов корпуса - все затянуты. Двигатель закручивается на кран как военные разъемы: вставить, покрутить, дослать, подкрутить, дослать, подкрутить;
- провода уже залужены;
- обмотал армированной лентой (доказанная водостойкость) места соединения частей корпуса. В отверстия для винтов залил герметик. Нужно будет снять винты - саморез вкручивается в герметик и вытаскивается вместе с ним. Для предотвращения прилипания герметика к винтам можно подложить вату;
- 2 предохранителя 0.1А на оба силовых провода;
- не нужно бояться близости 230В и воды стояка: водопровод заземлен (ПУЭ 1.7.47).









При тестировании крана:
- предохранителей 0.1А хватает. Использование варистора в дальнейшем привело к их перегоранию (неверный расчет: забыл, что по классификационному напряжению считать надо, а не по среднеквадратичному). Варистор попытался взорваться - но у него всего лишь откололись стенки по бокам: вынесло предохранители и на фазе, и на нейтрали;
- полярность подключения вилки не имеет значения. Независимо от вилки: синий провод крана - фаза - закрыть открыть, коричневый провод -  - открыть закрыть;
- при касании управляющего провода с силовым - возникает искра;
- если касание происходит на мгновение - двигатель не сработает. На долю секунды - сработает и отработает, даже если управляющий провод будет разомкнут;
- почему-то гул двигателя при подсоединенном управляющем проводе сильнее, чем при отсоединенном;
- кран открывается/закрывается с постоянным временем 15с (максимально указанное производителем) - но в интернете попадаются образцы такого же цвета, работающие по 25с;
- если отключить питание в промежуточном состоянии - после подачи питания кран не двинется с места. Если в промежуточном состоянии перекинуть управляющий провод на другую жилу - начнет двигаться в другую сторону с секундным простоем;
- возможно, возникает однократная сильная помеха при касании управляющего провода. USB-хаб, подключенный через пилот и БП ПК, отключается и включается (по питанию). Установка корректного варистора S10K250 между фазой и нейтралью вилки исправила эту проблему;
- была надежда на такой звук закрытия, но был получен слабо слышимый жужжащий звук шагового двигателя. При закреплении крана к трубе - наружу ничего не потекло;
- ручные краны (проверено на STOUT) несовместимы с двигателем. Даже если удастся спилить резьбу от ручки и укоротить направляющие крана (чтобы кран влез в двигатель) - его нечем к двигателю прикручивать. В РФ переходник стоит 1000руб (заявлен как "универсальный", не факт, что подойдет). Лучше тщательнее протестировать металлическую часть крана, чем с переходником возиться;
- металлическая часть не магнитится сильным магнитом из HDD. Но цвет латуни вызывает сомнения. Отдал на растерзание кувалдой - вмятины покажут качество металла, его сварки/запрессовки и, возможно, шарика внутри;
- тест двигателя без металлической части: отсекатель расположен именно в двигателе. Отверстие для металлической части вращается на угол 90 градусов.

Казалось бы, надо было покупать на питание 5В DC, а не на 230В AC: чтобы полностью не зависеть от электросети. С другой стороны, если сосед топит сверху - все равно, перекрывать краны или нет, и своя вода не умеет течь снизу вверх к своим розеткам. С третьей стороны, есть совсем мизерная вероятность, что текущая своя вода по своей трубе попадет в свои электрокраны, замкнет их изнутри - выключения кранов не произойдет. С четвертой стороны, снять двигатель с крана без демонтажа крана - прерогатива именно моделей с оранжевой крышкой 230В. А краны на 5В обойдутся в двойную стоимость (менее 2000руб/шт лотов нет).

Электромагнитные клапаны идут с минимальным напряжением 12В DC. Но клапан всегда нужно держать под напряжением, мощность высокая - от этого он ощутимо греется + накручивает счетчик. И, самое главное, гидравлический удар от мгновенного перекрытия воды может разрушить систему. То есть, это не замена шаговому сервоприводу.

(добавлено 10.04.2021) С учетом того, что в розетке должно быть 230В±10% - получается классификационное напряжение 358В. Самое близкое к этому напряжению - классификационное 360В (вида S14K230). Если учесть, что в РФ напряжение далеко не всегда, даже в столице, входит в ±10% - классификационное 390В, на самом деле, является оптимальным для защиты электросети.

У электрокрана короткие провода (~30см).

(добавлено 13.04.2021) Металлическая часть после двух мощнейших ударов кувалдой.









Материал - латунь/бронза, не силумин. Шарик - сталь, остался цел.

(добавлено 14.04.2021) Да, создал работающую систему защиты от протечек с минимальной стоимостью (и минимальным функционалом соответственно: уведомление без активных действий). Система: резисторы, полевой транзистор, реле, конденсатор, светодиод, тонкие провода, триггер. Датчик: ватный диск, резистор, степлер. Итоговая стоимость системы составляет около 108руб + адаптер питания 50мА + повербанк + внешнее уведомляющее устройство (светодиод, сирена, электрокраны или любое другое доступное оборудование на алиэкспрессе). Осталось все причесать: разместить на макетной плате, нарисовать блок-схему, написать инструкцию, добавить энергосберегающих функций, перемерить энергопотребление. Расчетно, такая система будет работать 250 часов от повербанка 5В 5А∙ч в случае отключения электропитания.

С учетом того, что эта макетная плата примерно в 20 раз дешевле печатной, не требует программирования на Arduino, а также ее пилотная версия была создана за 2 дня (а не за 3 месяца) - эмоции выражает видео "чайник жопа горит".

(добавлено 17.04.2021) Существует другой прибор перекрытия воды: манипулятор шарового крана. Поворачивает рычаг шарового крана - не требует сантехнических работ при установке. Разница между ценой в РФ и на али - в 1.5 раза. Время срабатывания 10сек - в 1.5 раза быстрее электрокрана. Но у него есть проблемы:
- нет управляющего провода (2-проводной, CR01);
- напряжение - только 12В, когда питание микроэлектроники - 5В. То есть, требуется преобразователь внутри платы управления;
- если 3-проводному крану 230В достаточно импульса по управляющему проводу - он закроется/откроется. Но в случае с манипулятором нужно синхронно менять полярность у обоих проводов и удерживать ее. Это добавляет сложностей при разработке схемы управления манипулятором, добавляется прямую зависимость от платы управления, увеличивается энергопотребление системы управления, уменьшается время работы системы управления от ИБП 5В.

(добавлено 11.10.2021) Дешевый вариант системы защиты от протечек сделан.

Купленные позже краны 12В, для эксперимента, - показали ток 0.2А.

(добавлено 13.10.2021) Характеристики электрокранов CWX-15N (12В):
- CR02 - 3 провода. Отдельного управляющего контакта нет;
- желтый - GND. Красный+желтый - открыть, синий+желтый - закрыть;
- таким образом, плюсовой провод источника питания становится управляющим проводом - переключаемым между красным и синим;
- реальное время остановки воды - 2с;
- ток потребления при 12В: при закрытии 0.16А, при открытии 0.05А - считать 0.2А;
- рассчитан на давление 10атм.

(добавлено 01.05.2022) Неожиданный неприятный момент. Латунную деталь электрокрана не купить отдельно. Поэтому оставленный в резерве двигатель электрокрана так и останется в резерве, а не будет использован как запорная арматура унитаза (разрабатывается устройство контроля воды в бачке: будет отключать воду при нештатных ситуациях).

Высокотехнологичный вариант системы защиты от протечек сделан.

(добавлено 14.05.2022) Появились электрокраны 230В за 1020руб. Магазин Acarpsgroup Store, лот 1005003214000529.

(добавлено 18.06.2022) Когда оба крана стали работать параллельно - отметились разное время срабатывания (разница в несколько секунд) и громкости гула (процентов на 20). Осталось измерить чем-то их энергопотребление в открытом состоянии.

(добавлено 18.06.2022) YYZK-H50, после открытия или закрытия, издает щелчок. Действительно, это реле, отсекающее питание. Ваттметр показал, что энергопотребление крана отсутствует в состоянии покоя (и 7.3-7.7Вт при активной работе). То есть, замыкание на постоянной основе управляющего провода на ОТКР или ЗАКР не влияет на энергопотребление.

(добавлено 11.08.2022) Неожиданный приятный результат при работе с пониженным напряжением на реле, переключающем управляющий провод электрокрана 230В. Случилось так, что токоограничивающий резистор реле оказался рассчитан на 5В - но не на 4.5В. Как итог: якорь реле долетел до места назначения, но не был прижат сильно - малое пятно контакта, высокое сопротивление. И это совершенно не помешало электрокрану закрыться - т.е., ток через управляющий провод проходит ну совсем мизерный, и его можно подключать даже через сопротивление.

(добавлено 24.08.2022) Электрокраны 230В могут давать помехи на линию 5В через реле. В моем случае это вызывало редкое зависание системы при попытке именно открыть краны. Эксперимент с заземлением путем соединения GND платы с заземлением розетки - избавил от этих помех почти полностью.

(добавлено 28.08.2022) Электрокраны 230В, внезапно, получили преимущество. Разобрал кран с целью осмотра управляющей платы и замены двигателя - выяснилось:
- сборка-разборка проводилась, в прямом смысле, на коленках - легче легкого;
- двигатели разных электрокранов взаимозаменяемы. Корпуса разные, винты разной длины, провода разного цвета, надписи на двигателе разные (а могут вообще не быть) - но двигатель всегда одной формы, и подсоединяется он в управляющую плату такими же 4-мя проводами в такой же последовательности в такой же разъем;
- оба двигателя оказались рабочими. Оба закрываются, но не открываются - похоже, додергался проводами при монтаже заземления и электрокранов,  при  экспериментировании с системой защиты от протечек. Сигнал с управляющего провода до крана не доходит - обрыв. Что на бирже доэкспериментировался, что с электрокраном - ничему жизнь не учит. Так и хочется ляпнуть: "Работает - не трогай";
- придется потратить еще 5мин на разборку крана. Мультиметром убедиться, что сигнал по коричневому проводу не идет - и, вздохнув, искать место разлома;
- управляющая плата содержит всего 4 элемента: 2 кнопки, конденсатор и разъем 4-пиновый. Широкие дорожки на плате делают ее вечной, т.к. цена ремонта копеечная. И это - самое обидное: именно в этот момент понимаешь, как дурит лохов фирма "Нептун", продавая им свои краны за 5.5-15к рублей (усредненная цена монитора 27-29" с матрицей TN);
- щелчок при остановке крана - это не реле: двигатель тупо наезжает физически на кнопку - и кнопка его отключает.



Прошло 5мин:
- кажется, ошибся жестоко. Не прозванивался синий провод с управляющим, а не коричневый. Полез в интернет - в интернете тесты таких же кранов показывают, что синий - не закрывающий провод, а открывающий;
- получается, при пайке к плате одинаковых красных промежуточных проводов и припаивании к ним проводов электрокрана - с ошибочными мировоззрением - у меня получился "минус на минус дает плюс" - и вся эта конструкция заработала именно корректно.

Прошло 2 часа:
- да, разрыв синего провода, причем в самом противном месте: соединение провода электрокрана с удлиняющим проводом;
- именно недоконтакт-неконтакт синего провода порождал помехи, вызывающие зависание Arduino, - которые пришлось убирать заземлением. И то есть подозрение, что не до конца эти помехи были убраны: неизвестна максимальная потенциальная сила недоконтакта создавать помехи.

(добавлено 01.09.2022) Синий провод - не всегда фаза. При этом, как с какой бы стороны вилки ни была фаза - он всегда будет открывающим.

Перечитал статью - нашел еще неточность: варистор был поставлен не между фазой и нейтралью двигателя, а между фазой и нейтралью вилки. Получилась ситуация, что когда кран тестировался с варистором отдельно - все было нормально; но когда подключил через реле много позже - варистор получился очень далеко от двигателя, поэтому помеха до того как зайти в варистор - долбила по Arduino.

Получается, в теории, если установить варистор именно внутри крана именно к контактам двигателя - защита от помех должна стать хорошей. Картинки в учебниках четко показывают, что варистор ставится как можно ближе к индуктивности.

(добавлено 26.09.2022) Нашелся умелец, разобравший кран 12В. Как и предполагалось, крепление только с одной стороны, винтовое - значит, в стояке должен быть установлен строго в определенном положении.

Обновлено ( 26.09.2022 17:18 )