Тестирование исправности АКБ непосредственно из автомобиля (01.11.2015). |
![]() |
2015 - Ноябрь | |
01.11.2015 10:15 | |
Для того, чтобы выяснить исправность АКБ, недостаточно определения >=12.6В без нагрузки через час после процедуры полного заряда. Нужно подать на него около 70-100А на короткий срок и убедиться, что напряжение при этом не падает ниже 12В в теплое время года. Такой стресс-тест можно классифицировать как способность аккумулятора выдерживать нагрузку стартера, то есть иметь запас по собственной емкости. Тест проводился на Daewoo Matiz: стартер марки WoodAuto модели STR85000 0.8кВт/67А, полусинтетическое масло 10W-40 модели Shell Helix HX7, холодный 3-цилиндровый двигатель 0.8л, 0 градусов тепла. Цифра 12.6В является усредненной из указанных производителями АКБ в официальных инструкциях (например, Trojan - 12.73В, Аком - 12.83В, АККстар -12.7В, Bosch - 12.3В, A&T - 12.6В). Цифра 70-100А взята из паспортов к автомобилям, рассчитываемая из мощности стартера (от 0.8кВт - микролитражки вида Daewoo Matiz) и напряжения его работы. Цифра 12В взята из ТТХ стартеров (СТ230Б4, все стартеры фирмы КЗАТЭ). Стартер может работать и при меньшем напряжении, однако если бы были морозы - вязкость масла и холодность АКБ приведут к падению напряжения ниже 12В. На практике при 0 градусов машина завелась на нагрузочных 10.5В с АКБ - но уже с трудом. Из книг следует, что минимальное напряжение, необходимое для запуска стартера, равно 7-7.6В без нагрузки и 10.2В с нагрузкой: Итак, как подать 70-100А на аккумулятор, чтобы проверить его емкость: Китайский вольтметр 0-100В DC на aliexpress стоит 53 рубля 31 копейку (лучше выбирать с большей частотой измерений): Вольтметр остается в салоне, а у проводов для другого конца переключателя лишь 1 путь: присоединяться клеммами к АКБ (типа "о", например, НКИ 1.5-6 - 5 рублей) и выводиться в салон. Непригодность двух способов связано с неправильным представлением об оборудовании автомобиля. Меня заверяли, что при качественной проводке напряжение в прикуривателе равно напряжению на аккумуляторе (когда машина стоит) или генераторе (когда машина заведена). Но информация оказалась верна только в том случае, когда нет нагрузки. Если же включалась печка, свет, обогрев или параллельная нагрузка в прикуриватель - напряжение на прикуривателе падало, а на АКБ оставалось: выше прикуривателя (когда машина стоит) или выше прикуривателя (постоянным номиналом 14.4В, генератор). Мало того, что моя теория корректности заряда АКБ именно 14.4В подтвердилась; так еще выяснилось, что у генератора с АКБ повышенная дружба: какая бы ни была нагрузка на генератор - он не понизит напряжения на клеммах АКБ (а на прикуривателе - понизит, как только появятся потребители). Включал одновременно ближний/дальний свет, печку, обогрев заднего стекла, обогрев сиденья - напряжение на АКБ упало всего на 0.1В (и это все на холостом ходу!). Из этого следуют очень важные моменты: Итоговая цена прибора: рублей 100 + час времени на пайку и установку + час-2 на сборку-разборку торпеды и установку в ней вольтметра. Так как под капотом крайне жарко, бывает влажно, и периодически трясет - все контакты пропаиваются и изолируются капитально. Мной прибор собирался из подручного хлама: провода от БП ПК, клеммы ножевые какие нашел, держатель для предохранителя и сам предохранитель украинские 1960 года, стяжка как фиксатор самой уязвимой от тряски части, вместо термоусадок использовалась изолента и простые кембрики. Не выбрасывайте старые АКБ. Во-первых, их покупают за деньги. Во-вторых, если от ИБП светодиодная лента 4-6 метров светит часов 20 - то сколько же дней света можно обеспечить от АКБ, если выключат электричество. (добавлено 06.11.2015): предпринял попытку просадить напряжение 14.4В на клеммах АКБ от генератора. Дальний свет, печка, обогрев стекла, обогрев сиденья, тормозная система - в режиме движения (обороты упали до уровня ХХ с выжатым сцеплением, естественно). Еле-еле удалось просадить до 14.1В. Но это не влияет на результаты данной статьи. (добавлено 08.11.2015): просадил-таки, нашел способ. На 300 оборотах и ниже генератор перестает выдавать номинальное напряжение (около 13.6В), а на 200 оно становится равно напряжению АКБ. Из этого делается вывод, что АКБ поддерживает потребителей автомобиля на момент, когда генератору плохо из-за низких оборотов; а машина, в свою очередь, имеет больше шансов не заглохнуть из-за отсутствия нагрузки на генератор + искра исправно подается с АКБ. (добавлено 09.11.2015): дальний свет потребляет больше ближнего, если включены габариты, и меньше, если выключены. Действительно, лампа дальнего/ближнего света H4 имеет мощность 60/55Вт соответственно, но в ближний свет также входят лампы габаритного света W5W 2x5Вт + P21/5W 2x5Вт, а еще лампы подсветки номерного знака W5W 2x5Вт. Ездил на машине полдня; отсидел все, что можно. И нашел 1 провал в напряжении генератора. Если очень долго ехать на высоких оборотах, а затем опуститься до холостых - какое-то время держится напряжение около 13.3В. Это не влияет на результаты данной статьи, однако сам факт интересен. (добавлено 21.01.2016): данная статья является частью разработки автомобильного монитора АМ-04, где и приведены подробные схемы для сборки указанных в статье компонентов. |
|
Обновлено ( 23.01.2016 20:18 ) |