Заряд АКБ постоянным током (29.06.2025). |
![]() |
2025 - Июнь | |||
29.06.2025 11:54 | |||
Тема заряда аккумуляторов, автомобильных и ИБП, - обросла таким количеством слухов и ошибочных суждений, что иногда не стоит полагаться даже на инструкции от производителей ЗУ. Значит, нужно сделать единственное возможное: зарядить АКБ 7А∙ч стабилизированным током 0.7А - и посмотреть, что будет. Российский АКОМ ("сделано в России", включён в реестр 100 лучших предприятий России - ахаха) вообще отличился указанием в инструкции номинала 16В - так, что он проник даже в ИИ гугла (запрос "аком заряжать АКБ 16В"). Далее пользователи подхватили это число - и попадается уже 16.3В, 17В - не просто опасные числа, а уже взрывоопасные. То же самое и про амперы: корректное число 0.1C - трансформировалось вплоть до 1C, ошибочно заимствуясь у технологии Li-ion (при этом, для неё, опять же, пользователи выдумали диапазон 1-5C - догадайся, где истина, при таком разбросе). Чтобы поставить корректный эксперимент - приходится ориентироваться на практические эксперименты в прошлом: - в инструкциях к ЗУ практически всегда встречается ток заряда 0.1C. Множество инструкций - ну хоть какой-то документ для обоснования 0.1C. Придётся принять его за истину, как самую безопасную для заряда величину, - в ущерб времени заряда; - долго ездил на матизе с подключенным цифровым вольтметром к АКБ - генератор практически всегда выдаёт чёткие 14.4В, даже при высокой нагрузке держит этот номинал на батарее; - измерял напряжения у разных вскрытых ИБП - заряжаются напряжением до 13.52В - считать 13.5В. При этом, заряд АКБ ИБП напряжением 14.4В, после 13.5В, - особого смысла не имеет: заряд почти не входит - а риски повышаются; - почему автомобилестроение и ИБПстроение всего мира - заряжают нестабилизированным напряжением, а не стабилизированным током или стабилизированным напряжением? Ведь стабилизация в устройствах стоимостью десятки тысяч и миллионы рублей - точно не повлияли бы на конечную себестоимость. Ну точно какой-то подвох будет при эксперименте, точно все эти советы заряжать стабилизированным током - до добра не доведут; - вы перестали мне донатить - не могу купить осциллограф хотя бы за 100к - нет чётких доказательств, что генератор и ИБП заряжают АКБ именно постоянным напряжением, а не импульсным. Но номинал всего 13.5В у ИБП - намекает на постоянность: импульсный сигнал бы отобразился усреднённым ещё более меньшим числом - что на мультиметре, что на цифровом вольтметре: при скважности 2 это было бы 6 с небольшим вольт; - для эксперимента берётся изношенная батарея ИБП и самодельное ЗУ: ограничение тока до 0.4А и напряжения до 13.2В. Далее - начинаются проблемы: - на домашнем зарядном БП - нет линии питания -5В. Пришлось соединять самодельное ЗУ не к линиям +12В и -5В - а к линиям +12В и -12В; - напряжение 25В (+12.5В по факту и -12.5В по факту) - привело к выходу за верхний предел для MH-Mini-360 (23В) - привело к изменению выходного напряжения с 13.2В до 20В; - изменение выходного напряжения - изменило номинал токоограничения микросхемы LM350T с 0.4А до 0.69А: большая дельта входного и выходного напряжения - привела к правильному функционированию микросхемы: недокументированная и давно забытая особенность; - правильному без "почти": не потому что у LM350T формула VRef/2.1Ом даст 0.6А. Амперметр DT9205A - врёт в большую сторону (проблема именно дешёвых мультиметров) - реальный ток и составляет ~0.6А; - таким образом, стенд имеет 2 отклонения: ограничение тока - безопасное (ниже 0.1C на 15%), ограничение напряжения - опасное (выходящее за пределы 14.4В на 39%); - в будущем, нужно будет перепаять провод +12В на провод +3.3В: для получения на входе 16В до преобразователя напряжения - и посмотреть, как оно не выходе. Но - однозначно сделать реле 12В с потенциометром, отключающее АКБ при достижении 13.5В/14.4В: отсутствие перезаряда при любых поломках ЗУ, невозможность включить ЗУ до подключения АКБ. Путь заряда АКБ: - сначала разряженная АКБ заряжается безопасно. Ты хоть 35В подай на вход LM350T - выдержит и ограничит напряжение на своём выходе так, чтобы получился необходимый номинал тока 0.6А. Аккумулятору токоограничение по душе: без микросхемы жрал бы больше - жрёт всё, что дают; - далее, в процессе насыщения, аккумулятор начинает сопротивляться заряду двумя показателями: повышение собственного напряжения, повышение собственного сопротивления; - в какой-то момент, аккумулятор подходит к собственному сопротивлению току 0.6А - и тут вступает в силу повышенное напряжение на входе микросхемы. Микросхема видит, что ток 0.6А пытается уменьшиться, - и добавляет напряжения на выход (т.к. может себе это позволить). Как только этот момент пройден - повышение напряжения на цифровом вольтметре начинается происходить быстрее; - сколько бы аккумулятор ни сопротивлялся току заряда - микросхема добавит ему ещё напряжения, и ещё, и ещё. АКБ начинает охреневать от избытка энергии - и начинает её сливать. Если с аккумуляторами пальчиковыми, при использовании Basen BC4, явление выражается в обжигающем нагреве - то в случае с электролитом, он начинает усиленно кипеть. Такое кипение - результат экспериментов тех людей, кто подключал АКБ к 16В: сверлили-открывали банки и смотрели на электролит; - как только напряжение заряда стало 13.5В - (последние 0.5В добавились буквально за полчаса), эксперимент был прекращён: слишком опасно. Разбор полётов: - напряжение на АКБ по окончании заряда - 12.8В, через 2ч - 12.4В. Если смотреть непроверенные таблички в интернете - это составляет 80% заряда. Если смотреть инструкции к АКБ разных производителей - все эти таблички идут лесом: Trojan - 12.73В, Аком - 12.83В, АККстар - 12.7В, Bosch - 12.3В, A&T - 12.6В; - то есть: неизвестно, какое должно быть напряжение холостого хода у заряженной Vision CP1270 (даташит vision-batt.com/site/product_files/CP1270.pdf не открывается). Но переведённый даташит на русский - даёт другую информацию: "Напряжение подзаряда в циклическом режиме - 14.4-14.7В", "Напряжение подзаряда в буферном режиме - 13.38-13.8В". Циклический режим: зарядил, попользовался-разрядил - только потом зарядил. Буферный: постоянно подключен к ЗУ; - продолжение эксперимента: заряд стабилизированным током 0.6А уже до 14.4В на цифровом вольтметре. Это в игрушках всё весело взрывается: как только есть риск взорваться чему-то в квартире - сразу очко жим-жим. АКБ устанавливается в металлическую ёмкость, ёмкость ставится в микроволновку, закрывается и подпирается чайником: чтобы ударная волна не пошла дальше. В дальнейшем - удлинить провода ЗУ раза в 4, для полного накрывания АКБ вне микроволновки, на столе где-нибудь. Разбор-полётов-2 (нужно представить дымящийся чернобыльский реактор №4): - заряд шёл всего 15мин - в штатной ситуации в АКБ было бы запихано не более 150мА; - сначала наблюдалось быстроватое увеличение напряжения на вольтметре; однако чем ближе становилось 13.8В - тем быстрее нарастало напряжение, вплоть до 0.1В/мин; - при достижении напряжения 13.8В и несколько минут стояния - пошёл обратный процесс: напряжение упало до 13.7В, 13.6В. При 13.6В из микроволновки пошёл неприятный запах - пришлось проветривать, АКБ уже нанесён ущерб; - напряжение на батарее после отключения - те же 12.8В, через час - те же 12.4В. То есть, повышать напряжение с 13.5В до 14.4В имеет мало смысла, доказано уже дважды: 150мА - игра свеч не стоит. А принудительно определённый номинал ампер в АКБ запихивать, повышенный относительно её желания, - тем более. Разбор разбора полётов и прошлого опыта: - все пользователи при анализе забывают про физическое старение вещей. АКБ тоже касается: ёмкость падает - всё меньшее время требуется для её заряда. А если банку закоротит - вообще напряжение мгновенно упадёт и выше 10-11В не поднимется никогда. На примерно этом основаны принципы ЗУ для пальчиковых аккумуляторов: ЗУ определяет тип аккумулятора и определяет условие окончания его заряда. И если, например, в поддельный аккумулятор 18000мА∙ч влезло только 150мА∙ч - ну, извините: условия перезаряда уже наступили; - ранее на меня пёрнула АКБ, при напряжении 14.4В. Это напряжение стало чрезмерно высоким для неё - и она заявила об этом; - то же самое касается кальциевых АКБ. Ну, пусть есть теория пользователей о том, что 14.4В заряжает АКБ на 75%, а 16-17В - на 100%. Тогда при физическом старении, при потере ёмкости, - "100%" будет превращаться во всё меньшую величину, и будет требоваться всё меньшее напряжение заряда. И водитель не заметит разницы, пока 100% не превратится в 75% - и процент заряда начнёт падать относительно 75% ещё ниже. Ну а дальнейшее старение может привести к чему угодно, вплоть до закипания АКБ при нормальном напряжении, - и в 1 прекрасный момент машина тупо не заведётся. (добавлено 30.06.2025) Разное: - инструкция к АКБ не содержала ничего про импульсность напряжения; - АКБ была разряжена лампой накаливания током 1.75А - предположительная ёмкость старой АКБ составляет 2.5А∙ч, из расчёта на такого высокоамперного потребителя. |
|||
Обновлено ( 03.07.2025 12:31 ) |