" title="Написать письмо">Написать письмо

Статьи по дате (многие всегда актуальны)

Статистика

Пользователи : 1
Статьи : 1577
Просмотры материалов : 5983289
 
Тестер-разрядник АКБ v.1.0 (22.01.2022). Печать E-mail
2022 - Январь
22.01.2022 11:44
Save & Share
Пусть есть АКБ. По ней могут быть приняты решения:
- разрядить в ноль. Использовать ее как кирпич, обезвредить вздутую (гугл "аккумулятор взорвался в руках" - а вздутая АКБ находится под давлением), уничтожить полуисправную (на работе потребовалось при некоторых обстоятельствах);
- протестировать на способность отдавать большой ток;
- безопасно произвести разряд для цикла "разряд-заряд" как тренировка АКБ.

Штатные зарядные устройства такими функциями не обладают. Цикл разряд-заряд есть, разве что, у ЗУ для пальчиковых аккумуляторов - и стоит оно как вода в центре жаркой пустыни. Поэтому был разработан дешевый прибор для достижения этих целей.

Для всех операций требуется разная нагрузка - она была получена экспериментально. Статья написана на примере АКБ ИБП - для автомобильных АКБ просто будут другая мощность резисторов из-за более высокого тока. Для аккумуляторов другого напряжения - перерасчет номинала резистора для реле и выбор другого реле.


Разряд в ноль требует 2 операции: разряд средним током до безопасного разряженного состояния, разряд малым током для ее полного убийства. Для этих целей используются резисторы 10Ом/30Вт (2x20Ом/15Вт) с целью создания начального тока 1.26А, высаживающего батарею за несколько часов. С учетом того, что батарея АКБ способна выдавать ток больше 54А (самый мощный ИБП, содержащий одну АКБ, - APC 650VA) - ток 1.26А для нее будет считаться слабым и не склонным к износу.

Если пытаться разрядить в ноль резистором 10Ом - рано или поздно напряжение так сильно просядет - что ток течь будет совсем мизерным. Поэтому берется резистор 82Ом/2Вт - и АКБ высаживается в ноль начальным током около 0.1А. По итогам доразряда в ноль, на батарее будет на холостом ходу не более 2-3В, а малейшая нагрузка приведет к понижению напряжения до десятых вольта.

Тестирование АКБ требует создания сильного тока (14А и более) - с этим без проблем справлялся тестер АКБ ИБП. В том тестере много сопротивлений, наклеены термоклеем на радиатор, радиатор охлаждается вентилятором - он подходит для долговременного тестирования (с охлаждением сильно перестарался). Экспресс-тест же - включить нагрузку на 1-2сек, увидеть просадку напряжения на АКБ - то есть, можно использовать резистор в 10-15 раз меньший по мощности (с охлаждением сильно недостараться).

В итоге, тот тестер АКБ ИБП был доработан до универсального и малогабаритного: и мягкий разряд, и доразряд в ноль (необратимый), и нагрузочный тест (кратковременный) - для любой АКБ ИБП (необязательно с разъемами РПИ-П).

Сначала был опытный недообразец.



Далее он был доработан по безопасности и универсальности - получился вариант на макетной плате.



Резистор 0.73Ом/20Вт создает ток 16.36А - и не умирает, если включать его на пару секунд (соответственно, и выключатель выбран (ON)-OFF). Каждый выключатель, кроме тестового большим током, дублируется светодиодом. Реле контролирует напряжение, если выключатель разряда батареи включен, - и отключает разряд при достижении 9В.

В данном макетном образце, даже при условии, что работает, как часы, есть проблемы:
- резисторы тяжелые и горячие - их нельзя класть на стол. Опять придется создавать какое-то деревянное/металлическое основание;
- резистор 0.73Ом/20Вт не защищен от перегрева. При условии, что на него подается порядка 206Вт, - его не спасет ни вентилятор, ни радиатор: пока керамика нагреется сильно - внутри керамики металл расплавится. Единственный способ - отсекать резистор, когда он нагрет слабо (35 градусов, лучше 30 градусов). С этим успешно справился многоразовый нормально замкнутый термопредохранитель KSD(-)301 на 10А и 35 градусов, с термопастой КПТ-8 ( срабатывает от перегрева через 8с, резисторы при этом не повреждаются, чуть пахнут жженой керамикой от нагрева по инерции после выключения). Из неудобств только то, что предохранитель восстанавливается минут 5. А вот по превышению тока предохранитель не сработал (при подключенной нагрузке 80Вт резисторы уже начали дымиться: обгорала керамика от первого сильного нагрева) - поэтому все-таки лучше предохранитель взять 25 градусов. Близко к самопроизвольному срабатыванию - но наиболее безопасно;
- разные режимы можно включать одновременно - что неправильно. Думал, что решается использованием переключателей (ON)-ON. Оказалось, таких не существует - пришлось всю схему заново перерисовывать. В итоге удалось различить критически значимые режимы "разряд" и "доразряд в ноль". Если же в режиме "тест" будет включен один из других режимов - их жалкие амперы не будут влиять на результат теста;
- светодиоды одного цвета (всё, традиционно, собиралось из хлама под рукой). Светодиоды разбросаны хаотично по всей плате;
- большие сомнения в выборе резистора 82Ом/2Вт. Возможно, нужно выбирать 56Ом/4Вт для более быстрого разряда.



Итоговая стоимость макетного образца - рублей 500 (цементные резисторы и выключатель (ON)-OFF достаточно дорогие). Зато он избавляет от необходимости покупки лампы накаливания 12В для разряда АКБ, требующего визуального контроля. Все элементы, кроме цементных резисторов (предохранитель 20А должен быть именно впаян в провод), удалось разместить на четвертинке печатной платы (5x5см). Плата не проверялась: пока нет денег на заказ плат из Китая.



Плата и схема (42.5КБ).

Нерабочая для ИБП батарея Delta DTM 1217 нагрузочный тест не проходит: гаснет и вольтметр, и светодиод параллельно ему. При этом она может долго работать от тока 1.26А (напряжение упало до 9.9В и держалось часов 5) - то есть, для питания разного рода вентиляторов и светодиодов десятками часов - с лихвой сгодится.
Условно-рабочая для ИБП батарея APC №7 (RBC7) нагрузочный тест проходит: напряжение просаживается с 12.2В до 11.1В.

Параллельно был открыт новый способ фиксации вольтметра: если нет винтов M1, и нельзя рассверлить отверстие вольтметра (идут дорожки), - можно примотать его к макетной плате нитками для шитья. Параллельно был открыт способ спасти термопасту КПТ-8, если колпачок сломался: гайка M6 и толстый полиэтилен.

Во время тестирования разных батарей, попалась интересная. При нагрузке 16А просаживается с 10В до 4В - вольтметр при этом не гаснет, ток течет - условно-рабочая. Но ЗУ отказывается отдавать в нее заряд (вместо привычного тока 500-700мА с ограничением 700мА - 70мА. При этом то 30мА, то 70мА, то 50мА. Оказалось, окислены контакты АКБ - и крокодилам ЗУ не хватало пятна контакта, чтобы отдать ток. После чистки ластиком (и с обратной стороны, отогнув клеммы пассатижами) - ток сразу стал 260мА. Но АКБ все равно повреждена (ток заряда при 10В на холостом ходу - сильно ниже обычного): пользователь разрядил ее вентиляторами до 4В в свое время - и, скорее всего, убил одну-две банки. Соответственно, все банки заряжены на максимум - а напряжение после заряда всего 10.5В.

(добавлено 23.02.2022) На Aliexpress замечены дешевые переключатели (ON)-OFF-(ON) и ON-OFF-ON на 250В/16А, 125В/20А за 38.13руб. Затарился.

aliexpress.ru/item/32869900104.html
Обновлено ( 23.02.2022 14:30 )
 
 

Последние новости


©2008-2022. All Rights Reserved. Разработчик - " title="Сергей Белов">Сергей Белов. Материалы сайта предоставляются по принципу "как есть". Автор не несет никакой ответственности и не гарантирует отсутствие неправильных сведений и ошибок. Вся ответственность за использование материалов лежит полностью на читателях. Размещение материалов данного сайта на иных сайтах запрещено без указания активной ссылки на данный сайт-первоисточник (ГК РФ: ст.1259 п.1 + ст.1274 п.1-3).

Много статей не имеет срока устаревания. Есть смысл смотреть и 2011, и даже 2008 год. Политика сайта: написать статью, а потом обновлять ее много лет.
Открыта карта ВТБ для материальной поддержки сайта: 5368 2902 0040 0838.

Рекламодателям! Перестаньте спамить мне на почту с предложениями о размещении рекламы на этом сайте. Я никогда спамером/рекламщиком не был и не буду!
Top.Mail.Ru